Ноя
23

Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-сентябрь 2023 года

Счетная палата Российской Федерации подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-сентябрь 2023 года. Макроэкономические показатели В январе – сентябре 2023 года российская экономика продолжала развиваться в условиях стабильно высокого санкционного давления и на фоне замедления темпов роста ведущих экономик мира. Несмотря на слабый платежный баланс, заметное ослабление курса рубля и последовавшее ужесточение денежно-кредитной политики, основные социально-экономические показатели росли темпами выше ожидаемых. ВВП в январе – сентябре, по предварительной оценке, вырос на 2,8 %. Этому способствовал рост в промышленности (на 3,3 %), сельском хозяйстве (на 1,3 %) и строительстве (на 8,8 %), а также восстановление потребительского спроса на фоне роста доходов населения (оборот розничной торговли вырос на 4,7 %, объем платных услуг населению – на 4,9 %, реальные располагаемые денежные доходы населения – на 4,8 %). После прохождения локального минимума в апреле 2023 года (2,3 %) инфляция в годовом выражении начала ускоряться и по итогам сентября достигла 4,6 % с начала года (6 % в годовом выражении). Давление на цены оказали ослабление курса рубля и отсутствие сезонной дефляции. Доходы Общий объем доходов федерального бюджета превысил 19,7 трлн рублей, или 75,5 % прогнозируемого общего объема доходов. Нефтегазовые доходы составили около 5,6 трлн рублей, ненефтегазовые доходы – 14,2 трлн рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года объем доходов бюджета снизился на 5,7 млрд. рублей, или на 0,03 %, из них: нефтегазовые доходы снизились на 2 931,1 млрд рублей, или в 1,5 раза, в основном в результате снижения средней цены на нефть марки «Юралс» и природный газ; ненефтегазовые доходы увеличились на 2 925,4 млрд. рублей, или на 26 %, что в основном связано с увеличением поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозных таможенных пошлин, доходов от управления средствами ФНБ, а также утилизационного сбора. Расходы Кассовое исполнение расходов превысило 21,4 трлн рублей, или 70,7 % показателя сводной росписи с изменениями, что является наибольшим уровнем исполнения за последние 10 лет. Объем исполненных расходов на 1 895,9 млрд. рублей, или на 9,7 %, превысил аналогичный показатель предыдущего года. Как и в аналогичном периоде предыдущего года, на уровне ниже среднего исполнены расходы по группам видов расходов «Капитальные вложения в объекты государственной собственности» (60 %) и «Иные бюджетные ассигнования» (55 %). На низком уровне (менее 50 %) исполнены расходы (открытая часть) по 6 главным распорядителям: Российскому движению детей и молодежи (27,2 %), Минэнерго России (36,3 %), ППК «Единый заказчик» (38,2 %), Росархиву (42,6 %), Росстандарту (42,8 %), Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации (43,7 %). Реализация госпрограмм Уровень исполнения расходов по госпрограммам составил 68,1 %, что практически соответствует аналогичному показателю за 2022 год – 68,7 %, однако по 6 госпрограммам (в том числе судостроение, радиоэлектронная промышленность, Калининградская область, энергетика, туризм) исполнение расходов составило менее 50 % (открытая часть). Поквартальный анализ изменений показателей сводной росписи по госпрограммам свидетельствует о значительной корректировке объемов бюджетных ассигнований. ФАИП Исполнение расходов на реализацию ФАИП составило 59,3 % показателя сводной росписи с изменениями, что также соответствует показателю за аналогичный период 2022 года на –58,6 %. Исполнение расходов не осуществлялось по 2 из 49 главных распорядителей, что составляет 4,1 % количества, которым доведены ЛБО на реализацию ФАИП (Минэнерго России, Ространснадзор). В эксплуатацию по состоянию на 1 октября 2023 года введены 29 объектов из 214 запланированных к вводу, или 13,6 %, выше аналогичного показателя 2022 года на 1,8 процентного пункта. Субсидии юридическим лицам Объем непринятых бюджетных обязательств по субсидиям юридическим лицам (за исключением государственных учреждений и корпораций) составляет 170,4 млрд. рублей, или 9,1 % объема ЛБО. На уровне ниже 90 % приняты бюджетные обязательства по: Минэнерго России – 1,3 % Минпромторгу России – 74,5 % Минкультуре России – 77,9 % Минвостокразвития России –89,6 % На уровне ниже 50 % исполнены расходы на указанные цели по Минэнерго России, Минприроды России, ФМБА России, Минтрансу России, Общероссийскому общественно-государственному движению детей и молодежи, МГУ имени М.В. Ломоносова, Росстандарту, что существенно ниже уровня, рекомендуемого Типовым графиком бюджетных и закупочных процедур (75 %). Расходы на предоставление субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям (открытая часть) исполнены в сумме 1 382,2 млрд рублей, что составляет 79 % показателя сводной росписи с изменениями, и на 3,5 % выше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Межбюджетные трансферты Объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам составил 2 855,5 млрд рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 318,4 млрд. Дотации увеличились на 418,3 млрд рублей, субсидии – на 73,3 млрд, при этом снизился объем предоставленных субвенций на 104,8 млрд рублей и иных межбюджетных трансфертов – на 68,4 млрд рублей. Исполнение межбюджетных трансфертов составило 73,9 % показателя сводной росписи с изменениями, что выше уровня за аналогичный период прошлого года на 5,7 процентного пункта (68,2 %). На уровне менее 40 % показателя сводной росписи с изменениями исполнены расходы по 7 главным распорядителям: Минобрнауки России Минцифры России Минэнерго России ФАС России Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации Росреестр Росморречфлот. Дефицит Федеральный бюджет исполнен с дефицитом в сумме 1 699 млрд рублей. Источники внутреннего финансирования составили 2 188,9 млрд. рублей, внешнего финансирования – (-) 489,9 млрд рублей. Доходность ОФЗ увеличилась (по итогам 2022 года доходность по ОФЗ-ПД составила от 8,94 % до 9,59 % годовых, в январе – сентябре 2023 года – от 9,80 % до 11,89 %). В августе 2023 года возобновилась покупка иностранной валюты за счет дополнительных нефтегазовых доходов, в рамках которой 250,9 млрд. рублей направлены на приобретение 11,4 млрд. китайских юаней и 16,9 тонн золота. Государственный долг Государственный долг увеличился на 11,6 %, и составил около 25,5 трлн рублей, что обусловлено в основном: увеличением государственного внутреннего долга по ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, на 1 593,6 млрд рублей; увеличением государственного внешнего долга в рублевом эквиваленте на 1 058,4 млрд рублей, связанным с увеличением курса иностранных валют по отношению к рублю. При этом объем государственного внешнего долга в долларах США уменьшился на 5 094,4 млн долларов США, или на 8,9 %, в основном за счет уменьшения государственного долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, номинированным в иностранной валюте. ФНБ Объем Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил более 13,6 трлн рублей, в том числе: объем средств ФНБ, размещенных на счетах в Банке России, – 7 140,2 млрд рублей (4,8 % ВВП); в иных финансовых активах – 6 508,2 млрд рублей (4,3 % ВВП). По сравнению с началом года объем ФНБ увеличился более чем на 3,2 трлн рублей, или на 30,8 %, что в основном обусловлено увеличением рыночной стоимости обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России», ПАО «Аэрофлот» и Банка ВТБ (ПАО) на 1 444,9 млрд рублей, а также положительной курсовой разницей и переоценкой стоимости золота в объеме 2 329,6 млрд рублей. Объем средств ФНБ, использованных на финансирование дефицита федерального бюджета в отчетном периоде, составил 559,1 млрд рублей. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации Текущая ситуация показывает положительную динамику исполнения доходов консолидированных бюджетов регионов (темп роста 112,8 %), в том числе поступления налоговых и неналоговых доходов (112,6 %), что выше уровня индекса потребительских цен (105,4 %). Это свидетельствует о стабилизации ситуации в регионах. Положительная динамика доходов позволила обеспечить финансирование расходов на уровне 115,2 %, в том числе на социальное обеспечение и иные выплаты населению – 110,6 %, капитальные вложения – 112,1 %. В январе – сентябре 2023 года доходы консолидированных бюджетов регионов, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, выросли в 72 регионах на 12,8 %, и превысили 15,8 трлн рублей. Практически по всем основным доходным источникам региональных бюджетов отмечается рост поступлений. Основной прирост доходов связан с ростом налога на прибыль организаций (на 19,3 %), НДФЛ (на 12,9 %), безвозмездных поступлений (на 13,6 %), на динамику поступления которых оказал влияние существенный рост объема дотаций. Расходы выросли в 76 регионах на 15,2 %, и составили 14,7 трлн рублей (64,1 % к бюджетным назначениям). В 46 субъектах Российской Федерации темпы роста расходов превысили темпы роста доходов, при этом более чем на 10 процентных пункта – в 13 регионах. В структуре расходов наибольший удельный вес составляют расходы на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям – 38,4 % и расходы на социальное обеспечение и иные выплаты населению – 17,1 %. Государственный долг регионов по состоянию на 1 октября 2023 года составил 3 145,2 млрд рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2023 года на 12,8 %. В течение 9 месяцев 2023 года произошло увеличение государственного долга по бюджетным кредитам на 471,7 млрд. рублей, или на 23,8 %, а также по государственным гарантиям с на 7,4 млрд. рублей, или на 29,7 %. При этом произошло уменьшение государственного долга по кредитам от кредитных организаций на 58,4 % и по государственным ценным бумагам с на 7,5 %. Государственный долг уменьшился по сравнению с 1 января 2023 года в 10 регионах. Наибольшее сокращение долга в процентном выражении отмечено в Ненецком автономном округе – на 23,1 %, в Калининградской области – на 10,5 %, в Республике Бурятия – на 6,4 %, в Волгоградской области – на 3,8 %, в Ставропольском крае – на 5,4 %. ФОМС Доходная часть бюджета ФОМС за январь – сентябрь 2023 года исполнена в общей сумме свыше 2,3 трлн рублей или 75,1 % прогнозируемого годового объема, что на 219,3 млрд рублей больше аналогичного показателя 2022 года. В общей структуре доходов бюджета Фонда по итогам III квартала 2023 года основная доля приходилась на страховые взносы на ОМС: 86,4 % или более 2 трлн рублей. За 9 месяцев 2023 года расходы Фонда исполнены в общей сумме 2,4 трлн рублей, что составляет 73,6 % годового планового объема. Основная доля расходов, произведенных Фондом, приходится на расходы по разделу 09 «Здравоохранение», из них 86,9 % составили расходы на предоставление субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях регионов в размере 2 059,6 млрд рублей. Остальные расходы (13,1 %) направлены на финансовое обеспечение: федеральных государственных учреждений на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС – 133,3 млрд рублей; оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, – 86,4 млрд рублей; предоставления бюджету СФР трансфертов на финансовое обеспечение специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников – 68,7 млрд рублей; прочие расходы составили 20,8 млрд рублей. Более подробно с документом и инфографикой, а также с результатами анализа исполнения бюджетов внебюджетных фондов и консолидированных бюджетов регионов ознакомиться можно на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации.