Июн
10

Проект закона РА «Об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея за 2023 год» рассмотрен профильным комитетом парламента

Сегодня заместитель Председателя Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея – председатель комитета по бюджетно-финансовой, налоговой, экономической политике, предпринимательству и внешнеэкономическим связям Мухамед Ашев провел заседание комитета с участием заместителя Министра финансов РА Екатерины Косиненко, директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея Светланы Хут, председателя Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея Павла Стаценко.
Профильный комитет рассмотрел шесть вопросов повестки, среди которых проект закона Республики Адыгея «Об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея за 2023 год». Напомним, 15 мая состоялись публичные слушания по проекту годового отчета об исполнении регионального бюджета за 2023 год. «Нулевое чтение» прошло с участием широкого круга общественности, в ходе которого заслушан доклад профильного ведомства, заданы все интересующие вопросы.
Докладывая об исполнении регионального бюджета в 2023 году, представитель ведомства акцентировала, что главным результатом, как и в прошлые годы, стало сохранение его социальной направленности, финансовой устойчивости, недопущение образования кредиторской задолженности республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Адыгея. «Намеченные цели были достигнуты: обеспечены сбалансированность всех уровней бюджетной системы Республики Адыгея, исполнены принятые республикой обязательства по достижению показателей, установленных федеральными Указами и федеральными соглашениями», – сказала Екатерина Косиненко.
Исполнение по доходам за 2023 год составило 48,1 млрд рублей, из них: налоговые и неналоговые доходы – 18,1 млрд рублей; безвозмездные поступления – 30 млрд рублей. По сравнению с 2022 годом объем доходов республиканского бюджета в 2023 году увеличился на 9,6 млрд рублей, в том числе за счет налоговых и неналоговых доходов на 1,4 млрд рублей, за счет безвозмездных поступлений на 8,2 млрд рублей.
Исполнение по расходам республиканского бюджета составило 52,2 млрд рублей. В сравнении с 2022 годом расходы бюджета республики в 2023 году увеличились на 12,8 млрд рублей. При планируемом дефиците республиканского бюджета в сумме 6,5 млрд рублей в отчетном году дефицит фактически составил 4,2 млрд рублей, как было отмечено докладчиком.
Акцентной темой повести заседания стал пакет инициатив – проектов федеральных законов, направленных Государственной Думой РФ в регионы для обсуждения. Согласно одной из новаций предлагаемой федеральным законодателем налоговой реформы, с 2025 года вводится прогрессивная шкала НДФЛ.
- Предлагаемые поправки расширяют прогрессию налогообложения доходов физических лиц. Вместо нынешних двух (13% с доходов до 5 млн руб. в год и 15% с больших сумм) – появляется пять градаций годового дохода и пять ставок, – пояснил Мухамед Ашев. Новая прогрессивная шкала предусматривает: для доходов от 2,4 до 5 млн рублей – 15%, для доходов от 5 до 20 млн рублей - 18%, от 20 до 50 млн рублей - 20% и для доходов свыше 50 млн рублей - 22%. При доходах ниже 2,4 млн рублей в год ставка НДФЛ останется прежней - 13%. Повышенные ставки предлагают применять не ко всему доходу, а лишь к сумме превышения, как и сейчас, – отметил парламентарий.
Вторым ключевым изменением является повышение налога на прибыль с 20% до 25%, а также существенное изменение подхода к налогообложению МСП с целью убрать экономический смысл «дробления» бизнеса и оздоровить тем самым условия конкуренции, как поясняют авторы инициативы. Серьезные изменения коснутся упрощенной системы налогообложения. Предлагается поднять базовый порог доходов для перехода на спецрежим с 112,5 до 337,5 млн руб.; увеличить среднюю численность сотрудников для применения УСН с 100 до 130 человек. Максимальная сумма дохода, которую можно получать, оставаясь на упрощенке, будет увеличена с 200 до 450 млн руб.
Подробно рассмотрен проект федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, который, с учетом планируемых налоговых новаций, устанавливает распределение дополнительных доходов между уровнями бюджетной системы посредством уточнения нормативов зачисления налоговых поступлений. Отмечено, что законопроектом предусматриваются изменения в Бюджетный кодекс, которые обеспечат списание двух третей задолженности субъектов РФ (по состоянию на 1 марта 2024 года) по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета. Обязательным условием при этом будет целевое направление высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций. Также предусмотрены положения, направленные на повышение качества организации бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях, снижение нагрузки на региональные бюджеты и сокращение объема государственного долга субъектов РФ.
Проект федерального закона о ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей, также встречен одобрением членов комитета. Законопроект предусматривает, что ежегодная выплата осуществляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ. Ее размер определяется в виде разницы между суммой уплаченного налога на доходы физических лиц за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, и суммой налога на доходы физических лиц, рассчитанного с того же дохода по ставке 6 процентов в полном объеме. Предусматривается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2026 года.
Законодательные инициативы будут внесены на обсуждение на предстоящем заседании Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Профильный комитет будет рекомендовать коллегам поддержать проекты федеральных законов и голосовать за принятие постановления о положительном отзыве.
О проекте закона Республики Адыгея «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея за 2023 год» доложила руководитель ведомства Светлана Хут. Согласно представленной информации, доходы Фонда за 2023 год составили 7,55 млрд рублей, в том числе: 0,03 млрд рублей - налоговые и неналоговые доходы; 7,52 млрд рублей - безвозмездные поступления. Расходы составили 7,6 млрд рублей.
При исполнении бюджета Фонда сложился дефицит в размере 54,5 млн рублей за счет остатков на 01.01.2024 года. Размер средств нормированного страхового запаса Фонда на 2023 год – 1,9 млрд рублей. Остаток нормированного страхового запаса на 01.01.2024 года составил 10,99 млн рублей.