Июн
10

Проект закона РА «Об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея за 2023 год» рассмотрен профильным комитетом парламента

Сегодня заместитель Председателя Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея – председатель комитета по бюджетно-финансовой, налоговой, экономической политике, предпринимательству и внешнеэкономическим связям Мухамед Ашев провел заседание комитета с участием заместителя Министра финансов РА Екатерины Косиненко, директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея Светланы Хут, председателя Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея Павла Стаценко.
Профильный комитет рассмотрел шесть вопросов повестки, среди которых проект закона Республики Адыгея «Об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея за 2023 год». Напомним, 15 мая состоялись публичные слушания по проекту годового отчета об исполнении регионального бюджета за 2023 год. «Нулевое чтение» прошло с участием широкого круга общественности, в ходе которого заслушан доклад профильного ведомства, заданы все интересующие вопросы.
Докладывая об исполнении регионального бюджета в 2023 году, представитель ведомства акцентировала, что главным результатом, как и в прошлые годы, стало сохранение его социальной направленности, финансовой устойчивости, недопущение образования кредиторской задолженности республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Адыгея. «Намеченные цели были достигнуты: обеспечены сбалансированность всех уровней бюджетной системы Республики Адыгея, исполнены принятые республикой обязательства по достижению показателей, установленных федеральными Указами и федеральными соглашениями», – сказала Екатерина Косиненко.
Исполнение по доходам за 2023 год составило 48,1 млрд рублей, из них: налоговые и неналоговые доходы – 18,1 млрд рублей; безвозмездные поступления – 30 млрд рублей. По сравнению с 2022 годом объем доходов республиканского бюджета в 2023 году увеличился на 9,6 млрд рублей, в том числе за счет налоговых и неналоговых доходов на 1,4 млрд рублей, за счет безвозмездных поступлений на 8,2 млрд рублей.
Исполнение по расходам республиканского бюджета составило 52,2 млрд рублей. В сравнении с 2022 годом расходы бюджета республики в 2023 году увеличились на 12,8 млрд рублей. При планируемом дефиците республиканского бюджета в сумме 6,5 млрд рублей в отчетном году дефицит фактически составил 4,2 млрд рублей, как было отмечено докладчиком.
Акцентной темой повести заседания стал пакет инициатив – проектов федеральных законов, направленных Государственной Думой РФ в регионы для обсуждения. Согласно одной из новаций предлагаемой федеральным законодателем налоговой реформы, с 2025 года вводится прогрессивная шкала НДФЛ.
- Предлагаемые поправки расширяют прогрессию налогообложения доходов физических лиц. Вместо нынешних двух (13% с доходов до 5 млн руб. в год и 15% с больших сумм) – появляется пять градаций годового дохода и пять ставок, – пояснил Мухамед Ашев. Новая прогрессивная шкала предусматривает: для доходов от 2,4 до 5 млн рублей – 15%, для доходов от 5 до 20 млн рублей - 18%, от 20 до 50 млн рублей - 20% и для доходов свыше 50 млн рублей - 22%. При доходах ниже 2,4 млн рублей в год ставка НДФЛ останется прежней - 13%. Повышенные ставки предлагают применять не ко всему доходу, а лишь к сумме превышения, как и сейчас, – отметил парламентарий.
Вторым ключевым изменением является повышение налога на прибыль с 20% до 25%, а также существенное изменение подхода к налогообложению МСП с целью убрать экономический смысл «дробления» бизнеса и оздоровить тем самым условия конкуренции, как поясняют авторы инициативы. Серьезные изменения коснутся упрощенной системы налогообложения. Предлагается поднять базовый порог доходов для перехода на спецрежим с 112,5 до 337,5 млн руб.; увеличить среднюю численность сотрудников для применения УСН с 100 до 130 человек. Максимальная сумма дохода, которую можно получать, оставаясь на упрощенке, будет увеличена с 200 до 450 млн руб.
Подробно рассмотрен проект федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, который, с учетом планируемых налоговых новаций, устанавливает распределение дополнительных доходов между уровнями бюджетной системы посредством уточнения нормативов зачисления налоговых поступлений. Отмечено, что законопроектом предусматриваются изменения в Бюджетный кодекс, которые обеспечат списание двух третей задолженности субъектов РФ (по состоянию на 1 марта 2024 года) по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета. Обязательным условием при этом будет целевое направление высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций. Также предусмотрены положения, направленные на повышение качества организации бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях, снижение нагрузки на региональные бюджеты и сокращение объема государственного долга субъектов РФ.
Проект федерального закона о ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей, также встречен одобрением членов комитета. Законопроект предусматривает, что ежегодная выплата осуществляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ. Ее размер определяется в виде разницы между суммой уплаченного налога на доходы физических лиц за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, и суммой налога на доходы физических лиц, рассчитанного с того же дохода по ставке 6 процентов в полном объеме. Предусматривается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2026 года.
Законодательные инициативы будут внесены на обсуждение на предстоящем заседании Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Профильный комитет будет рекомендовать коллегам поддержать проекты федеральных законов и голосовать за принятие постановления о положительном отзыве.
О проекте закона Республики Адыгея «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея за 2023 год» доложила руководитель ведомства Светлана Хут. Согласно представленной информации, доходы Фонда за 2023 год составили 7,55 млрд рублей, в том числе: 0,03 млрд рублей - налоговые и неналоговые доходы; 7,52 млрд рублей - безвозмездные поступления. Расходы составили 7,6 млрд рублей.
При исполнении бюджета Фонда сложился дефицит в размере 54,5 млн рублей за счет остатков на 01.01.2024 года. Размер средств нормированного страхового запаса Фонда на 2023 год – 1,9 млрд рублей. Остаток нормированного страхового запаса на 01.01.2024 года составил 10,99 млн рублей.
Июн
07

Семинар-совещание Совета контрольно-счетных органов Республики Адыгея

В Доме Правительства Республики Адыгея состоялся семинар-совещание Совета контрольно-счетных органов Республики Адыгея. Модератором мероприятия выступил Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея Павел Стаценко.
В мероприятии приняли участие Председатель Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея Владимир Нарожный, заместитель председателя профильного парламентского комитета Сафер Шеуджен, министр финансов Республики Адыгея Виктор Орлов, начальник Управления государственного финансового контроля Республики Адыгея Марияна Насифова, представители администраций и контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Адыгея.
Открывая семинар, Владимир Нарожный от всего депутатского корпуса поприветствовал его участников и поблагодарил коллектив КСП за продуктивную, качественную работу, которая в немалой степени способствовала повышению эффективности регионального бюджета.
Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея Павел Стаценко выступил с приветственным словом. Он отметил важность дополнительных мер по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью по доходам и активизации деятельности органов государственного (муниципального) финансового контроля в данном направлении в соответствии с поручением Президента РФ.
В ходе мероприятия также состоялась церемония награждения. Руководитель высшего законодательного органа региона отметил Благодарностью Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие системы государственного финансового контроля руководителей контрольно-счетных органов муниципалитетов республики Н.Е. Акиндинову, Б.К. Джандара, С.К. Трахову, Н.В. Минакову, А.К. Тхаганова, Т.Н. Старину, С.А. Ворокову, В.Ч. Джамирзе, Е.В. Шагундокову.
С докладом «Вопросы управления дебиторской задолженностью по доходам» выступила начальник инспекции Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея Наталья Удянская. Она представила участникам семинара основные итоги экспертно-аналитического мероприятия «Анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти по администрированию дебиторской задолженности», проведенного Счетной палатой РФ в 2021 году и информацию о ходе реализации поручений Президента РФ в Республике Адыгея.
С докладом на тему «Анализ результативности мер, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства, принимаемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Республики Адыгея» выступила аудитор Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея Шаимет Даурова, которая подчеркнула, что несмотря на принимаемые меры по сокращению объема и количества объектов незавершенного строительства, муниципальными образованиями системная работа, направленная на решение задачи сокращения объема и количества ОНС, организована недостаточно и дала ряд рекомендаций по работе в данном направлении.

Доклад начальника инспекции Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея Удянской Н.А.
Доклад аудитора Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея Дауровой Ш.Р.
Июн
07

В год десятилетия СКСО Республики Адыгея подведены итоги конкурса «лучший муниципальный контрольно-счетный орган Республики Адыгея»

Сегодня в Доме Правительства Республики Адыгея в год 10-летия создания Совета контрольно-счетных органов Республики Адыгея подведены итоги конкурса «Лучший контрольно-счетный орган муниципального образования Республики Адыгея 2023 года».
Победители определились по итогам ежегодного мониторинга, включающего расчет рейтинга по 11 коэффициентам, характеризующих деятельность муниципальных контрольно-счетных органов Республики Адыгея.
Первое место в рейтинге присуждено Контрольно-счетной палате муниципального образования «Красногвардейский район».
Второе место присуждено Контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Майкоп».
Третье место присуждено Контрольно-счетной палате муниципального образования «Теучежский район».
Поздравляем победителей!
Май
29

Состоялось очередное заседание Госсовета-Хасэ Республики Адыгея

Павел Стаценко сегодня принял участие в очередном XXXVI заседании Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. Мероприятие прошло под руководством Председателя парламента Владимира Нарожного.
В ходе заседания депутаты рассмотрели 11 вопросов повестки, в том числе отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея за 1 квартал 2024 года.
Ранее Палатой в рамках текущего контроля за исполнением бюджета проведена экспертиза рассмотренного парламентариями отчета.
Май
28

Заседание коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея

Результаты экспертно-аналитических мероприятий рассмотрены на очередном заседании коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея. Мероприятие прошло под руководством Председателя Павла Стаценко. В ходе заседания рассмотрены проекты заключений на годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея за 2023 год. Также на рассмотрение представлен отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации национальных проектов в части региональной составляющей за 2023 год». Коллегия одобрила результаты экспертно-аналитических мероприятий и предложила Председателю утвердить проекты представленных документов.
Май
24

Палата приступила к проверке Управления образования МО "Тахтамукайский район" в рамках муниципальной программы "Развитие образования"

Контрольно-счетная палата Республики Адыгея приступила к выполнению совместного с Контрольно-счетной палатой муниципального образования "Тахтамукайский район" контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования Управлением образования Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" межбюджетных трансфертов, выделенных в 2023 году из республиканского бюджета Республики Адыгея в рамках государственной программы Республики Адыгея "Развитие образования", средств местного бюджета, выделенных в 2023 году по муниципальной программе "Развитие образования" и иных источников". Объектами проверки определены Управление образования Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", школы и детские сады района.
Май
24

Анализ эффективности реализации в 2020-2024 годах Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Адыгея

В Контрольно-счетной палате Республики Адыгея подвели итоги экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности реализации в 2020-2024 годах Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Адыгея, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.04.2020 № 1043-р». Палатой проведен анализ соответствия мероприятий Индивидуальной программы мероприятиям, предусмотренных в документах стратегического планирования. Проанализирован состав целей, задач, мероприятий, целевых индикаторов и оценка достижения показателей Индивидуальной программы. Проверено соответствие объемов ресурсного обеспечения Индивидуальной программы, объемам финансирования, предусмотренных в Законе о бюджете Республики Адыгея на 2020 и 2023 годы, а также проведен анализ фактически произведенных расходов. Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2024 года утверждена распоряжением Правительства РФ 16.04.2020 № 1043-р. Куратором и разработчиком Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Адыгея определено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Обеспечение реализации Индивидуальной программы во взаимодействии с куратором от федерального центра возложено Главой Республики Адыгея на Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея, а органы исполнительной власти Республики Адыгея, определены как ответственные за реализацию мероприятий Индивидуальной программы. В анализируемом периоде финансирование осуществлялось как в отношении объектов капитального строительства, так и в отношении объектов транспортного и социального назначения, составления проектной документации, приобретение объектов здравоохранение, поддержка предпринимателей и сельхозпроизводитедей. За период реализации Индивидуальной программы выполнялись 13 мероприятий за счет объемов финансирования, предусмотренных в Индивидуальной программе. Основные мероприятия индивидуальной программы, а также установленные для каждого мероприятия значения целевых индикаторов синхронизированы в государственную программу Республики Адыгея «Социально-экономическое развитие Республики Адыгея». В настоящее время из 13-ти мероприятий реализуется одно мероприятие «Создание на территории промышленной зоны «Яблоновская» Тахтамукайского района Республики Адыгея специальных преференциальных режимов осуществления предпринимательской деятельности, в том числе разработка проектной документации», согласно информации, представленной Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея, плановый объем финансирования мероприятия на 2024 год составил – 1010,0 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 1000,0 млн. руб., за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея – 10,0 млн. руб. Кассовое исполнение в рамках двух контрактов за счет лимитов 2024 года по состоянию на 01.04.2024 составило 238,0 млн. руб., процент технической готовности 53,0 процента. Начиная с 2022 года, реализация мероприятий ИПР, осуществляется в рамках Федерального проекта «Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Индивидуальной программой установлены четыре показателя результативности (по годам реализации начиная с 2020 по 2024 год), а именно: Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения; Уровень бедности; Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета; Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда). По основным целевым показателям индивидуальной программы наблюдается достижение всех ее показателей. Однако следует отметить, что достижение всех (4-х) показателей ИПР наблюдается только в 2023 году. В 2022 году на показатель "рост среднедушевых доходов населения" повлиял уровень инфляции, в связи с чем наблюдалось снижение темпа роста и тем самым не достижение планового показателя, также на уровень бедности негативно повлияло снижение среднедушевых доходов в 2022 году (на 3,6 %). По данным Минэко республики рост индекса потребительских цен (уровень инфляции) в 2022 году опережал рост среднедушевых доходов населения (114,9 % и 110,8 % соответственно). А расчет уровня бедности Ростатом осуществляется на основании данных последней переписи населения (по состоянию на 2020 год), который как показатель считается достигнутым – 10,9 %. Но, если провести расчет по фактическим данным, то указанный показатель составляет 11,6 % (негативное влияние снижение на 3,6 % среднедушевых доходов в 2022 году). Достижению целевых показателей социально-экономического развития Республики Адыгея будет способствовать реализация 13 основных мероприятий Индивидуальной программы развития Адыгеи. Объем финансирования Индивидуальной программы приходится на первый раздел «Экономика», что составляет 75,4 процента от общего объема финансирования или 3,83 млрд. руб., наименьший объем финансирования предусмотрен на раздел 2 «Среда для жизни» 9,6 процента или 0,49 млрд. руб., в рамках реализации указанного раздела с 2020 года по 2023 год реализовывалось мероприятие «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей, под жилищное строительство, в том числе разработка проектной документации». В рамках Индивидуальной программы за 2020-2023 года выполнены следующие мероприятия: реконструирована автомобильная дорога, спортивная школа и автоматизированная газораспределительная станция; приобретено здание детской поликлиники и медицинский центр с зуботехнической лабораторией; проведены капитальные ремонты зданий Дома культуры, в т.ч. «Пушкинский дом» (филармония); обеспечено берегоукрепление правого и левого берега р. Белой в г. Майкопе Республики Адыгея; сельхозтоваропроизводители региона получили господдержку в сумме 120,00 млн. руб.; предоставление займов субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 67,07 млн. руб. В общей сложности на реализацию индивидуальной программы предусмотрено 5094,59 млн. руб., из них 5000,0 млн. руб. - средства федерального бюджета (2020 – 2023 годы) (кассовое исполнение составляет 100,0 процентов, за истекший период). Следует отметить, что размер финансовой помощи по отношению к общему объему консолидированного бюджета республики составляет 2,0 процента. Учитывая, что бюджетная обеспеченность Республики Адыгея сохраняется на низком по сравнению с другими субъектами Российской Федерации уровне, данные финансовые вливания в экономику региона – это не только экономическая помощь бюджету, но и возможность привлечь другие источники финансирования, кроме федеральных источников. Кроме того, в 2024 году планируется завершение создание промышленной зоны на территории Тахтамукайского района с готовой транспортно-инженерной инфраструктурой. Всего на строительство промышленной зоны в рамках реализации мероприятия индивидуальной программы планируется направить 2,41 млрд. руб. С целью проведения анализа реализации мероприятий и достижение целевых показателей результативности ИПР в 2020-2023 годах Палатой проведены контрольные мероприятия в Министерстве сельского хозяйства Республики Адыгея и в Министерстве здравоохранения Республики Адыгея, объем проверенных средств составил 527490,00 тыс. руб. из которых 120000,0 тыс. руб. по мероприятию «Финансовое обеспечение (возмещение) части затрат, связанных с развитием сельскохозяйственного производства» и 179990,0 тыс. руб. по мероприятию «Приобретение готового здания детской поликлиники с мебелью и оборудованием, город Майкоп» и 227500,0 тыс. руб. по мероприятию «Приобретение здания медицинского центра (для размещения в его составе реабилитационного центра и стоматологической поликлиники) и здания зуботехнической лаборатории в городе Майкопе».